Новости компании

Еще раз об общедомовых нуждах

05.06.2012


С начала 2011 года средства массовой информации Калужской области регулярно публикуют материалы, посвященные вопросам расчетов за электрическую энергию, использованную на общедомовые нужды многоквартирных домов.

При этом отдельные публикации лишь констатируют рост расходов граждан на оплату электроэнергии, использованной для этих целей. К сожалению, за комментариями к специалистам при подготовке таких материалов авторы обращаются далеко не всегда, поэтому некоторые статьи зачастую не содержат ни анализа причин возникновения проблемы, ни конкретных обоснованных предложений по ее разрешению. Вместе с тем, решение вопроса минимизации таких расходов во многом зависит от активной позиции самих жильцов многоквартирных домов, своевременности и грамотности принимаемых ими мер.

Правовое регулирование вопроса

23 ноября 2009 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Положения этого Закона сначала освещались средствами массовой информации в основном только в части запрета на производство и распространение ламп накаливания мощностью более 100 ватт.

Между тем, кроме сокращения оборота электрических ламп накаливания, Закон затронул еще целый ряд важнейших вопросов, таких как обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений, повышение энергетической эффективности в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, проведение энергетических обследований (энергоаудита), обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы и т.д.

Смысл установки приборов учета заключается именно в том, что потребители должны оплачивать не определенные расчетными методами, а действительно использованные ими объемы соответствующих энергетических ресурсов. Причем речь в Законе идет не только об электрической энергии, но и других энергетических ресурсах - тепловой энергии, воде и газе.

Требование об организации приборного учета потребляемых энергоресурсов является в Законе одним из ключевых. Определена и дата, до которой должна завершиться установка приборов учета. Так, на всей территории Российской Федерации собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирных домах обязаны до 1 июля 2012г. обеспечить установку и ввод в эксплуатацию индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета электрической энергии, а в многоквартирных домах также и коллективных (общедомовых) приборов учета.

Ситуация с электропотреблением в квартире или в частном жилом доме прозрачна и всем понятна – надо оплатить объем электрической энергии по показаниям индивидуального прибора учета. То есть тот объем, который сам собственник помещения и использовал.

Ситуация с электропотреблением на общедомовые нужды многоквартирного дома много сложнее, регулируется особыми правовыми нормами и имеет присущие только ей специфические особенности, связанные с распределением между соседями по дому объема электрической энергии, который действительно поступил во внутридомовые электрические сети и был зафиксирован «общедомовым» прибором учета.

Требование по установке «общедомовых» приборов учета, вводу их в эксплуатацию и выполнению расчетов за электропотребление на основании показаний таких электросчетчиков определены не прихотью ресурсоснабжающих организаций, а законодательством Российской Федерации. Это требование по существу исключает возможность возврата к прежней схеме расчетов, когда размер платы за электрическую энергию, использованную в жилых помещениях, никак не был взаимосвязан с расходом электроэнергии на «общедомовые» нужды, а сами расчеты производились раздельно: за электропотребление в жилых помещениях - по показаниям индивидуальных приборов учета, или по нормативам, а за объемы, использованные на «общедомовые» нужды, – по расчетной величине, предъявляемой к оплате исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, ТСЖ и т.д.) при выставлении счетов, в графе «содержание и ремонт жилых помещений» по нормам, устанавливаемым органами местного самоуправления. Поэтому, всем собственникам помещений в многоквартирных домах надо понять, что чем скорее ими будут приняты решения необходимые для снижения расхода электроэнергии на «общедомовые» нужды, тем раньше в их доме нормализуется ситуация с расчетами за электропотребление.

И в обращениях граждан в подразделения ОАО «Калужская сбытовая компания» (гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Калужской области) и в газетных публикациях присутствует мнение, что для определения объемов электрической энергии, используемых на общедомовые нужды, необходимо лишь просчитать количество лампочек, установленных в подъездах, их мощность и примерное количество часов горения, а при наличии иного энергооборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, также определить его мощность и режим работы. По-сути значит и нет никакой надобности в «общедомовом» приборе учета, тем более, что его установка зачастую влечет необходимость принятия различных мер организационного характера, а также дополнительных денежных расходов для приведения в порядок внутридомовой электросети, этажных электрощитков и индивидуальных приборов учета.

В тоже время ввод в эксплуатацию «общедомового» прибора учета многоквартирного дома принципиально изменяет схему расчетов за энергоснабжение, так как предполагает непосредственную взаимозависимость объемов электроэнергии, подлежащих оплате по каждой квартире многоквартирного дома, от общего количества электроэнергии, поступившей за расчетный период (месяц) во внутридомовые сети многоквартирного дома (определяемого по показаниям «общедомового» электросчетчика), и от достоверности представленных сведений об объеме электроэнергии, использованной за этот период всеми иными потребителями такого многоквартирного дома. Разница между показаниями «общедомового» прибора учета и суммарным внутриквартирным потреблением, а также электропотреблением в нежилых помещениях (офисах, магазинах, парикмахерских и т.п.), и является объемом электроэнергии, использованным на общедомовые нужды многоквартирного дома, который распределяется между потребителями согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307) - пропорционально величине их собственного потребления электроэнергии. Кстати, уже с сентября 2012 г., после вступления в силу «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, распределение таких объемов будет уже производиться не пропорционально собственному электропотреблению, а в зависимости от размера площади занимаемого помещения.

Причины проблемы: реальные и мнимые

Конечно, ситуацию когда определенные по показания «общедомового» прибора учета расходы на оплату электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, сопоставимы с расходами на оплату энергопотребления в квартире, нельзя признать нормальной. Соответственно надо разобраться в причинах такого завышенного электропотребления.

Одна из наиболее распространенных версий озвучиваемых гражданами – оплата за должников. Не заплатил сосед за электроэнергию - на всех его потребление и разделили. Основной лейтмотив подобных высказываний сводится к тому, что таким образом коммунальщики и энергетики решают свои проблемы за счет жильцов. Вот такая вот простая, понятная и «удобная» версия, которая однако далеко не состоятельна и не имеет ничего общего с реальностью.

Даже если кто-то из жильцов, проживающих в многоквартирном доме, оборудованном «общедомовым» прибором учета, не оплатил свое электропотребление и соответственно не представил информацию об объеме электроэнергии, использованной в квартире, гарантирующий поставщик таким потребителям начисляет норматив, который рассчитывается для каждой квартиры индивидуально, исходя из количества комнат, количества проживающих в квартире, и иных данных определенных в постановлении Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 21.12.2007 № 201-эк. Норматив применяется ко всем квартирам, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета, постоянно, а по квартирам, оборудованным электросчетчиками, но не представившими своевременно сведений о своем расходе электрической энергии - до получения информации о фактическом потреблении. Такая информация может быть представлена в т.ч. по результатам контрольных обходов, в процессе которых документально фиксируются показания индивидуальных приборов учета по многоквартирному дому.

После получения указанной информации, гарантирующим поставщиком в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» производится перерасчет электропотребления по всему многоквартирному дому.

Поэтому неоплаченная кем-либо из жильцов многоквартирного дома задолженность за электрическую энергию никак не сказывается на его соседях. Заинтересованность возникает только в достоверности информации, представляемой другими жильцами многоквартирного дома о количестве использованной ими электроэнергии.

Другая расхожая версия, озвученная в СМИ, – достоверная информация о фактическом потреблении электроэнергии в квартирах многоквартирных домов отсутствует, потому что сбытовая компания сократила количество контролеров. Но дело в том, что ОАО «Калужская сбытовая компания» никогда не имела в своем штате контролеров. Контрольные показания приборов учета всегда фиксировались персоналом сетевых компаний, либо организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом после ввода в эксплуатацию «общедомового» прибора учета у сетевых организаций практически пропадает экономический стимул для продолжения снятия контрольных показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета в многоквартирном доме. Поэтому контрольные показания индивидуальных (квартирных) электросчетчиков по многоквартирным домам, оборудованным «общедомовыми» приборами учета, поступают в сбытовую компанию только от организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом и на которые Жилищным Кодексом РФ возложены обязанности по созданию и обеспечению благоприятных условий проживания граждан в таком доме. В тоже время, без помощи самих собственников помещений многоквартирных домов, управляющим организациям будет крайне сложно выполнить эти функции. Активное участие представителей Совета многоквартирного дома (инициативной группы жильцов) в проведении обходов, снятии контрольных показаний индивидуальных приборов учета и представление их в свою управляющую организацию, практически всегда решает вопрос достоверности предоставления данных об объемах электропотребления в каждой квартире. Это в свою очередь позволяет гарантирующему поставщику выполнить необходимый перерасчет, с отнесением соответствующих объемов на тех граждан-потребителей, которые «забыли» своевременно предоставить достоверные данные о количестве фактически использованной ими электроэнергии.

Есть и еще один аспект этой проблемы. Нередко управляющая организация встречает противодействие жильцов дома по снятию контрольных показаний приборов учета. Речь идет о ситуации, когда электросчетчики установлены не на лестничной клетке, а непосредственно в жилых помещениях. Контролеров просто не пускают в квартиры. Для разрешения такой ситуации лучше всего провести общее собрание, на котором решить вопросы о необходимости переноса индивидуальных счетчиков из квартир в подъезды, или определения обязательного для всех жильцов порядка снятия контрольных показаний приборов учета, расположенных в жилых помещениях.

В действительности, реальные причины, влияющие на рост объема электрической энергии, подлежащего оплате гражданами-потребителями, известны, и в своей основе практически всегда разрешаются в тех многоквартирных домах, где имеется крепкий «актив» из жильцов дома, а управляющая организация (ТСЖ, ЖСК и т.п.) не устраняется от их решения, а напротив, анализирует факторы, связанные с ростом электропотребления, и принимают меры для их устранения.

К таким факторам относятся:

- несанкционированное подключение к внутридомовым электросетям;

- техническое состояние внутридомовых распределительных сетей;

- определение фактической схемы энергоснабжения многоквартирного дома для учета присоединенных через «общедомовой» электросчетчик владельцев нежилых помещений (офисы, магазины, парикмахерские) и владельцев объектов, расположенных вне многоквартирного дома, энергопринимающие устройства которых присоединены к электросетям многоквартирного дома (торговые палатки и т.п.), в целях исключения объемов их электропотребления из объемов, приходящихся на «общедомовые» нужды;

- безучетное электропотребление, т.е. подключение оборудования в обход индивидуального счетчика, или вмешательство в работу прибора учета;

- синхронизация снятия показаний «общедомового» и индивидуальных приборов учета;

- установка «общедомового» прибора учета, отвечающего предъявляемым техническим требованиям, и предоставление достоверных сведений о показаниях такого прибора учета;

- обеспечение достоверности представляемых сведений об объемах электропотребления в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.

Особняком в этом ряду стоит безучетное электропотребление, то есть по существу воровство из внутридомовых электросетей электрической энергии. Сколько раз наши юмористы гордились умением российских «умельцев» отмотать счетчик так, чтобы еще государство им было должно. Теперь это уже не смешно. Потому что воруют уже не у государства, не у какой-то там организации, а напрямую из кармана своего соседа. При выявлении таких фактов, в первую очередь необходимо сообщить информацию в управляющую организацию и потребовать составления Акта о безучетном пользовании электрической энергии. На основании такого Акта будет выполнен перерасчет и принято решение об ответственности этого «умельца».

Другим фактором существенным образом влияющим на величину расхода электроэнергии является сопоставимость периодов снятия показаний «общедомового» и индивидуальных приборов учета. На практике, показания «общедомового» прибора снимаются представителями сетевых организаций и организаций осуществляющих управление многоквартирными домами начиная с 24 числа месяца, а показания индивидуальных приборов могут сниматься гражданами-потребителями не дожидаясь и середины этого месяца. Конечно, наиболее целесообразным был бы подход, при котором и показания «общедомового» прибора учета и показания индивидуальных электросчетчиков фиксируются на одну дату. В тоже время действующим законодательством пока такая дата четко не регламентирована.

Для разрешения этого вопроса и с учетом существующей практики применения Правил на всей территории Российской Федерации, во вновь принятых «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354) установлен период для снятия гражданами показаний своих электросчетчиков - с 23 по 25 число текущего месяца. Соответственно, после вступления новых Правил в силу снятие индивидуальных приборов учета в указанный период будет являться обязанностью каждого из жильцов. На время до вступления этих Правил в силу, возможно лишь рекомендовать гражданам снимать показания индивидуальных приборов учета на дату аналогичную, или сопоставимую с датой снятия показаний «общедомового» прибора учета и по возможности, рассмотреть такой вопрос коллективно, на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Дополнительной причиной, определяющей рост расхода электроэнергии на общедомовые нужды, является использование в квартирах устаревших счетчиков с истекшим сроком поверки. В результате происходит недоучет электрической энергии, потребленной в квартирах, и как следствие – увеличивается объем электроэнергии, определенный для общедомовых нужд. Кроме того, в ряде квартир приборы учета могут просто отсутствовать, в таком случае энергопотребление определяется с помощью нормативов, которые не всегда отражают реальный расход. Соответственно, возникающая разница относиться на общедомовые нужды. Для понимания масштаба проблемы можно привести пример уже упоминавшегося в СМИ многоквартирного дома № 13, корпус 1 на улице Маршала Жукова в г.Калуге. В доме 66 жилых квартир, но только в 17 из них электросчетчики были установлены, либо прошли поверку в XXI веке. Большинство остальных приборов учета изготовлены в 70-е годы прошлого века. Много ли сейчас в квартирах техники, исправно работающей на пятом десятке лет, которую не хотелось бы заменить? Электросчетчики – такая же техника и все сроки их службы в данном случае давно истекли, не говоря уже о несоответствии требованиям законодательства о классе точности используемых приборов учета энергоресурсов.

Способы решения проблемы

При увеличении объемов расхода электроэнергии на общедомовые нужды, некоторые жильцы выбирают, как им кажется, самый простой способ – вычеркнуть из счета строку «электроэнергия для общедомовых нужд» и не производить по ней оплату. Однако последствия таких действий будут куда хуже, чем могут представляться первоначально. Оплата электроэнергии, израсходованной для общедомовых нужд, является неотъемлемой частью коммунальной услуги электроснабжения. Законодательством установлено, что при задолженности за коммунальную услугу размере превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из действующих нормативов и тарифов, электроснабжение такого потребителя может быть отключено. При этом, потребителю для возобновления подачи электроэнергии придется не только оплатить сумму задолженности, но и компенсировать затраты на ввод ограничения и восстановление режима потребления. Этот порядок предусмотрен законодательством, действует на всей территории Российской Федерации.

В действительности, как уже отмечалось выше, решение вопроса во многом зависит от активной позиции самих собственников помещений многоквартирных домов, своевременности и грамотности принимаемых ими мер.

Самым действенным способом на сегодняшнее время, является проведение общего собрания, где необходимо избрать Совета дома (инициативную группу, актив, старшего по дому и т.п.), и решить вопросы:

1) участия представителя собственников помещений в процессе снятия показаний «общедомового» прибора учета и обращения в управляющую организацию с просьбой об организации такого участия;

2) определения порядка снятия активом дома контрольных показаний индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме и передачи данных в управляющую организацию;

3) обращения в управляющую организацию с предложением о проведении ревизии состояния инженерных коммуникаций и выявления возможных несанкционированных подключений к электросети дома;

4) принятия решения о необходимости замены индивидуальных приборов учета на электросчетчики соответствующие установленным техническим требованиям;

5) организации экспертизы общедомового прибора учета при наличии сомнений в исправности его работы;

6) применения режима экономии энергоресурсов и/или энергосберегающих технологий.

Получится ли?

Всегда хочется быть оптимистом. Ведь действительно заинтересованы в отсутствии контроля и прозрачности отношений по предоставлению коммунальных услуг только те жильцы многоквартирного дома, которые или явно воруют электроэнергию из внутридомовой сети путем вмешательства в работу своего прибора учета, или платят по показаниям неисправного счетчика по 20-40 кВтч (т.е. фактически тоже живут за счет соседей), или вовсе не имеют приборов учета. Зачем им учет и контроль? Лучше поворчать, покричать, «спустить на тормозах» и ничего не предпринимая, смотреть на все со стороны глазами квартиросьемщика. В конечном итоге, для того, чтобы добиться прогресса в решении коммунальных проблем, повышения качества коммунальных услуг, надо из «квартиросъемщиков» стать собственниками не только своего, но общего имущества в доме. Например, существенную экономию средств действительно может дать автоматический выключатель освещения, установленный в подъезде. Однако, заплатить за него так или иначе придется жильцам. При этом возникает вопрос: успеют ли окупиться затраты на установку до того, как такой выключатель разломают вандалы? Где гарантия того, что к энергосбергающему оборудованию люди будут относиться бережнее? Степень эффективности и оперативности решения данной проблемы во многом зависит от того, насколько сами жители чувствуют себя собственниками жилья, со всеми вытекающими правами и обязанностями. Ведь собственник сам принимает решения по содержанию своего дома и расходованию средств на его содержание, выбирая что важнее менять электропроводку, красить подъезд, делать над входом в подъезд козырек или менять окна. Общая собственность в многоквартирном доме – это еще и ответственность друг перед другом, способность находить совместные решения.

Информация для справок

В случае если у жителей дома возникают вопросы, относительно начислений за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, то обращаться необходимо именно в ту организацию, которая выставила счет, по указанному в нем контактному телефону.

Сотрудники средств массовой информации всегда могут получить ответы на возникающие вопросы о порядке расчета гарантирующим поставщиком стоимости электроэнергии используемой для общедомовых нужд многоквартирных домов в пресс-службе ОАО «Калужская сбытовая компания».

Пресс-служба
ОАО «Калужская сбытовая компания»