Новости компании

Ночной тариф в зоне сумрака

22.01.2010


Можно ли в наших условиях стимулировать льготное потребление электроэнергии?

Несколько месяцев назад мне довелось, находясь в гостях в Подмосковье, увидеть странную картину: хозяйка дома заложила бельё в стиральную машину, но не запустила её сразу, а установила реле на одиннадцать часов вечера. В ответ на недоумённый вопрос она объяснила: «Я всегда включаю автоматику на ночь – так значительно дешевле, в несколько раз».

Стало завидно и обидно, что в Калуге такого нет, пришлось выяснять – почему? И обнаружилось, что всё-таки у нас в области существует ночной тариф, только пользоваться им вряд ли захочешь!

В последнее время экономия электроэнергии и переход на энергосберегающие технологии стали насущной необходимостью во всём мире.  В частности, в конце прошлого года,  23 ноября, в России вышел закон № 261 об энергосбережении. Законом предусмотрены  мероприятия, направленные на  повышение энергетической эффективности не только в производстве, но и в жилищном фонде; среди них есть такой пункт: потребителям должна быть обеспечена возможность выбора цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток.

Более дешевые ночные расценки на электричество изобрели в мире уже давно, с тех пор, как возникла необходимость экономить электроэнергию, а самое главное – более плавно распределять потребление по времени суток. Дело в том, что каждое утро, когда город просыпается и приступает к работе, уровень потребления электричества резко возрастает – это утренний пик, потом в течение дня идёт так называемая полупиковая нагрузка, а вечером – ещё один пик. Ночью же нагрузка на сети совсем низкая. Но ведь турбину электростанции так просто нельзя включить-выключить, от неё энергия поступает достаточно равномерно, поэтому энергетикам выгодно, чтобы и потребление шло равномерно. Разница в тарифах должна стимулировать потребителей меньше тратить электричества днём и больше – в ночные часы.

Для этого сутки поделили на несколько зон времени, имеющих различную нагрузку, и цена каждой зоны различна. К примеру, в Москве на 2010-й год установлены такие расценки (сведения помещены на сайте www.mosgrad.ru): в домах с газовыми плитами одноставочный тариф составляет 3 рубля 45 копеек за 1 киловатт-час; при двухтарифном электросчетчике дневная зона (с 7 до 23 часов) оценена тоже в 3 рубля 45 копеек, ночная зона (с 23 до 7 часов) – всего 86 копеек.

В домах с электрическими плитами цена ниже: при одноставочном тарифе жители платят 2 рубля 42 копейки; при раздельном учёте дневная зона обходится тоже в 2 рубля 42 копейки, ночная зона стоит 61 копейку.

То есть москвичей не только агитируют экономить дневной расход энергии, но и поощряют их патриотические порывы материально. Кто откажется платить за ночь вчетверо меньше, чем днём! Тем более что в некоторых районах города и области компания «Мосэнерго» устанавливает новые счётчики за свой счёт и многим жителям не приходится тратиться. А есть ещё многотарифные счётчики, которые учитывают, кроме ночной и пиковой зон, также и полупики (с 10 до 17 и с 21 до 23 часов) – с коэффициентом 0,8. Жители старых домов, куда пока не дошли руки энергетиков, тоже наверняка с удовольствием согласятся на такую услугу, когда им предложат.

А теперь посмотрим, что у нас. Вы часто встречались с призывами перейти на двухуровневый тариф? В ходе опроса коллег и знакомых автору этих строк ни разу не попался человек, у которого в доме осуществляется раздельная плата за ночное и дневное электричество. Более того – большинство опрошенных калужан никогда даже не слышали о такой экзотике, как многоуровневый тариф.

Хотя он есть – в нашей области уже много лет подряд устанавливаются дифференцированные тарифы. Скажем, на 2010-й год для населения установлена плата 2 рубля 70 копеек за киловатт-час, а кто захочет поставить двухуровневый счётчик, должен платить 3 рубля 31 копейку днём и 2 рубля 09 копеек ночью. Таким образом, при переходе на раздельную плату ночные расходы становятся дешевле с коэффициентом 0,8, а дневные – на столько же дороже.

Кому такое выгодно? Только лишь тем, кто ведёт исключительно ночной образ жизни! Правда, в многоквартирном доме ночью ни музыкой погреметь, ни дрелью посверлить не удастся – сбегутся разбуженные соседи. Значит, раздельный тариф полезен людям, живущим в отдельно стоящих особняках, напичканных всякой техникой, в том числе имеющим пол с электрическим подогревом. И при этаком счастье они ещё должны страдать бессонницей и сидеть до утра в Интернете, иначе не получат выгоды от перехода на двухуровневый учёт.

Кстати, покупка и установка специального счётчика тоже стоит денег. Обойдётся это в две-три тысячи. Если семья пользуется электричеством в основном днём, то расходы окупятся только года через три-четыре.

***

Почему одновременно со снижением ночной оплаты у нас повышена дневная? Почему разница тарифов такая незначительная, не соблазнительная для рядового потребителя? Почему бы не сделать просто скидку за ночное время, как в Москве? На эти вопросы отвечает заместитель министра конкурентной политики и тарифов Валерий БОГДАНОВ, являющийся также начальником управления государственного регулирования тарифов:

- Во-первых, тарифы на электроэнергию для населения  области сформированы ниже экономически обоснованных. Чтобы где-то снизить цену, в другом месте надо её поднять. Все, что недоплачивает по утвержденным тарифам население, в виде перекрестного субсидирования перекладывается на промышленных потребителей. На Москву мы не можем равняться – там могут гибко распоряжаться тарифами, поскольку в столице вырабатывается почти 80 процентов собственной электроэнергии, а в нашей области – всего около 2,5 процента, остальное покупаем.

Во-вторых, тарифы для населения, в том числе и зонные, формируются нашим министерством в соответствии с «Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденными Федеральной службой по тарифам (приказ  № 20-э/2 от 6 августа 2004 г.).

В соответствии с методическими указаниями, дифференцированный тариф для потребителей рассчитывается на основе среднего одноставочного тарифа покупки от производителя электроэнергии и с оптового рынка. Формулы методических указаний гласят, что суммарный доход от потребителей по зонным тарифам должен быть таким же, как и при использовании одноставочного тарифа, другими словами, если дешевле ночью, то днем должно быть дороже.

В дифференциации тарифов по времени суток должен быть заинтересован производитель электроэнергии в целях выравнивания графика потребления. На сегодняшний день на федеральном уровне (на оптовом рынке) нет разделения по зонам суток, которое было прежде, года четыре назад. Сейчас область покупает электроэнергию на оптовом рынке по единой цене, и дифференцировать тарифы по времени суток мы можем только за счёт своих небогатых возможностей и в пределах федерального законодательства. Кроме того, в новом 2010-м году мы отменили ограничение в 250 киловатт-часов, выше которых граждане оплачивали расход электроэнергии по экономически обоснованному тарифу. На эту норму поступало много жалоб, особенно от больших семей, и мы пошли навстречу. Хотя это и привело к некоторому росту перекрестного субсидирования.

Необходимость перехода на потребление электроэнергии по времени суток каждый потребитель должен оценить сам и сделать выбор.

***

Из ответов замминистра видно, что областное министерство действует строго в соответствии с существующими нормами и, несмотря на все старания, не может изменить ситуацию – заманчивая идея стимулирования ночного расхода электричества практически не срабатывает. Подобное положение не только в нашей области. Скажем, в Твери, по сообщению сайта «Тверские новости», ночной тариф раньше был установлен вчетверо дешевле дневного, но уже в прошлом году он подскочил и теперь составляет 65 процентов от дневного. Приблизительно то же соотношение тарифов и в других регионах.

Выходит, что и без того богатая столица может себе позволить экономию электроэнергии, привлекая народ разницей тарифов, а более скромные области слишком бедны, чтобы экономить!

Этот удивительный парадокс сложился из-за того, что нынешние возможности государственного регулирования в сфере энергетики явно недостаточны для того, чтобы соблюсти разумный баланс интересов. У продавцов энергоресурсов всегда одна вполне определённая цель – продать побольше и подороже. Наши же планы об экономии и сокращении расходов их мало волнуют. Значит, их следует заинтересовать, причём делать это надо на федеральном уровне, иначе каждый регион так и будет пытаться преодолеть трудности рынка поодиночке, имея мало шансов на успех.

Тамара КУЛАКОВА.