Розничный рынок электроэнергии

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.06, разработаны в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Положения регулируют вопросы порядка заключения и исполнения публичных договоров на розничном рынке и содержат примерный договор энергоснабжения граждан-потребителей. В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого обратившегося. Для таких публичных договоров Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (такое право дано Федеральным Законом «Об электроэнергетике»)).

Основные положения устанавливают принципы и механизмы взаимодействия на розничном рынке электроэнергии его участников, к которым относятся: гарантирующие поставщики, энергосбытовые организаций, энергоснабжающие организации, производители электрической энергии, сетевые организации, системный оператор, исполнители коммунальных услуг и потребители электроэнергии.

Центральным субъектом розничного рынка является гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, то есть, если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать данных продавцов к заключению договора нельзя.

Если покупателя не устраивает организация, снабжающая его электроэнергией, то он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Основными положениями закреплена система ценообразования на розничном рынке, предусматривающая поставку электроэнергии и мощности по свободным ценам, отражающим стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен. Предельный уровень нерегулируемых цен определяется на основании ежемесячно публикуемой ОАО «АТС» информации о средневзвешенных нерегулируемых ценах, сложившихся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, услугу по оперативно-диспетчерскому управлению, услуг ОАО «АТС», сбытовой надбавки.

Действующие положения позволили осуществить либерализацию цен на розничном рынке синхронно с процессом либерализации на оптовом рынке, стимулируют гарантирующих поставщиков к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке.

При этом для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам!

Энергосбытовые организации, которые не являются гарантирующими поставщиками, вправе поставлять электрическую энергию по договорным ценам. При этом для потребителей электрической энергии, по собственному желанию заключающими договоры с такими энергосбытовыми организациями, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены – стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

Установленные на розничных рынках электроэнергии новые правила ценообразования начали действовать без внесения изменений в действующие договора с 01.09.2006, то есть с момента вступления в силу основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

Положения определяют и иные особенности функционирования энергосбытовых организаций, порядок действий энергосбытовой организации и потребителей, направленный на предупреждение случаев, когда могут возникать недобросовестные энергосбытовые организации, предлагающие потребителям продажу электрической энергии в отсутствие договоров, обеспечивающих приобретение этой электрической энергии на оптовом или розничном рынке.

Положения также предусматривают синхронизацию с жилищным законодательством Российской Федерации и определяют порядок приобретения организациями сферы жилищно-коммунального хозяйства электрической энергии для оказания коммунальных услуг по электроснабжению. Кроме того, установлено, что гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации осуществляют поставку электрической энергии гражданам, только если они проживают в частных жилых домах или осуществляют в соответствии с жилищным законодательством непосредственное управление многоквартирным домом. При этом установлено, что договором энергоснабжения, заключенным гарантирующим поставщиком с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении них ограничения режима потребления электрической энергии.

Положениями определены особенности деятельности производителей электрической энергии на розничных рынках.

Также в основных положениях утверждены требования к учету электроэнергии, определены расчетные способы, применяемые при отсутствии приборов учета, установлена ответственность потребителей за нарушение работы приборов учета.

В положениях четко регламентирован порядок введения частичного или полного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе, для предотвращения или ликвидации аварий, а также по причине нарушения потребителями электроэнергии своих обязательств по оплате электроэнергии.

Розничные рынки электроэнергии – целевая модель

Целевая модель розничных рынков электроэнергии имеет следующие основные черты:

  • право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам;
  • наличие специального института гарантирующих поставщиков, обязанных заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем;
  • нерегулируемые цены, свободно устанавливаемые всеми, кроме гарантирующего поставщика;
  • цена гарантирующего поставщика не может превышать нерегулируемые цены оптового рынка более чем на величину его сбытовой надбавки, и стоимость прочих услуг, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией - услуг по передаче в первую очередь.

 

Субъекты розничных рынков:

  • потребители электрической энергии;
  • энергосбытовые организации;
  • гарантирующие поставщики;
  • энергоснабжающие организации;
  • сетевые организации и иные владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
  • производители электрической энергии, не соответствующие правилам оптового рынка или иные лица, обладающие правом распоряжения электрической энергией;
  • системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;
  • исполнители коммунальных услуг.

Механизмы функционирования

На розничных рынках действуют большое количество потребителей, обслуживаемых энергосбытовыми компаниями или гарантирующими поставщиками, конкурирующими между собой.

Деятельность гарантирующих поставщиков (в части установления сбытовой надбавки гарантирующего поставщика) и сетевых компаний (в части установления тарифов на передачу электрической энергии) регулируются государством.

Потребитель, в свою очередь, может выбрать любую сбытовую компанию, функционирующую в данном регионе России.

Ценообразование и система договоров

Конечная цена поставки электрической энергии потребителям задается условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), действующим законодательством и учитывает колебания цены на электроэнергию на оптовом рынке. В свободной конечной цене электроэнергии регулируемыми остаются:

  • стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка);
  • стоимость услуг сетевых организаций;
  • тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);
  • цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.

Также регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Кроме того, предполагается,что в целевой модели рынка Правительство Российской Федерации будет определять группы потребителей электрической энергии, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в случае обслуживания указанных потребителей гарантирующим поставщиком.

Формирование целевой модели розничных рынков будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности субъектов розничного сегмента, созданию экономических стимулов к энергосбережению.